<< ФРАНЦИЯ   << ЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII ВЕКОВ << ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР XVII ВЕКА << КОРНЕЛЬ





Ивон Бернар в роли Алькандра

КОРНЕЛЬ : "КОМИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ"

ПЕРЕСКАЗ

Акт 1 (Пролог)
     Старый Придамант, горожанин из Ренна, тщетно ищет вот уже десять лет своего единственного любимого сына Клиндора, которого он некогда прогнал, а теперь раскаивается. Дорант, друг детства Клиндора, ведет старика к волшебнику Алькандру, "работающему" в одном гроте. Алькандру еще ничего не объяснили, а он уже все знает и успокаивает Придаманта, предложив ему показать, с помощью "говорящих привидений, жизнь сына с того момента, как он покинул Ренн.

Акт 2,3, 4 (Приключения Клиндора)
     Появляется Клиндор. Он живет в Бордо и служит гасконскому "капитану" Матамору, ухаживающему за Изабеллой, девушкой из хорошей семьи. Ее отец, Геронт, собирается выдать ее замуж за молодого барона Адраста. Но Клиндор, которому Матамор приказал ухаживать за Изабаллой, влюбляет ее в себя. Адраст, чувствуя, что Изабелла не любит его, заручается поддержкой ее отца и субретки, Лизы, которая тоже влюблена в Клиндора и, соответственно, ревнует. Служанка обещает сделать так, чтобы застать врасплох Клиндора и Изабеллу на любовном свидании. Влюбленные попадаются в ловушку, но Клиндор... убивает Адраста. Герой, посаженный в тюрьму и приговоренный к смерти, спасается бегством благодаря помощи раскаявшейся Лизы.

Акт 5 (Трагедия)
     Прошло два года. Поженившиеся Изабелла и Клиндор находятся у английского принца Флорилама. Изабелла застает своего легкомысленного мужа на свидании с принцессой Розиной, женой Флорилама. Супруги объясняются и Клиндор, удивленный великодушием Изабеллы, решает отказаться от Розины. Появляется принцесса и умоляет, потом грозит Клиндору. Катастрофа! Врываются люди Флорилама, убивают Клиндора и Розину и похищают Изабеллу, по приказу принца. Эпилог и конец иллюзии: мертвые оживают и оказывается, что все это была лишь театральная пьеса. Придамант оскорблен тем, что его сын стал актером (эта профессия была не была уважаема горожанами). Алькандр объясняет ему благородство и полезность нового театра. Придамант быстро меняет свои убеждения и решает отправиться в Париж, к своему дорогому Клиндору.

ИСТОЧНИКИ

     "Комическая иллюзия" - пьеса, построенная вокруг персонажей Матамора и Клиндора, льстит вкусам публики, привыкшей к экстравагантностям барокко: в пьесе есть волшебник, магия, нет единства места и времени (действие растянуто на несколько лет и происходит в различных местах).

ПЕРСОНАЖИ

     Опасный волшебник Алькандр оказывается сторонником белой магии. Он способен показывать прошлое и настоящее отсутствующих людей и делать из этого театральное представление. Он способен оживлять мертвых и воспевает театральное поприще: он является в некотором роде режиссером-драматургом, т.к. именно он создает "иллюзию".
     Придамант, старик, прогнавший своего сына и раскаявшийся в своем поступке, ни в чем не походит на карикатурного отца из комедий, в противоположность Геронту. Искреннее отчаяние Придаманта, его беспокойство за сына и буржуазные предубеждения против театра делают из него настоящего человека, а не карикатуру. Несмотря на его отсутствие в II-V актах, всегда чувствуется его присутствие. Придамант является "зрителем", также, как Алькандр является "драматургом".
     Клиндор, укравший деньги у своего отца, бродяга, льстящий своему хозяину Матамору, является все-таки положительным персонажем. Его ищет отец, за него борются три женщины в пьесе. А он, непостоянный в своих желаниях, соблазняет и соблазняется, не желая никому обиды. С приближением "смерти", его чувства становятся более возвышенными.
     Считается, что Изабелла со своим здравомыслием, борьбой за свободу и честностью является прототипом корнелевской героини. Однако она играет скорее роль влюбленной и, в противоположность своей служанке Лизе, не действует.
     Лиза - одна из первых великих субреток французского театра: веселая, ироничная, даже дерзкая, верная или неверная своей хозяйке, манипулирующая, она предшествует мольеровской субретке (напр., Туанет в "Malade Imaginaire").
     Властный отец, Геронт - это традиционный комический старик. Он абсолютно похож на того, Придаманта, который десять лет назад прогнал своего сына: он хочет выдать Изабеллу замуж, сам выбирает ей мужа и не понимает нежелание дочери не выходить замуж за нелюбимого.
     У Адраста, в целом неплохого человека, всего одна роль: его смерть вынуждает четверых главных персонажей бежать.
     У Матамора довольно большая роль в II-III актах. Обязательный персонаж в коммедиа дель арте, Матамор играет обычно комическую роль непобедимого вояки и неотразимого соблазнителя. Матамор славен своим красноречием и хвастовством, но вовсе не храбростью или успехами в любви.
     Розина олицетворяет собой безграничную любовь. Вообще в этой пьесе очень много разных видом любви: верная любовь Изабеллы, непостоянная любовь Клиндора, многословная любовь Матамора, ревнивая любовь Лизы и отцовская любовь Придаманта.


МАТАМОР


     Персонаж Матамора заимствует много от Пиргополиника Плавта, который сам скопирован с вояки-фанфарона, описанного греческим комическим поэтом Менандром (342-292 гг. до н.э.). Матамор вновь появляется в 15 веке в произведении Franc Arсher de Bagnolet (Четный лучник из Баньоле). Гуманистический поэт Жан Антуан де Баиф включает этого персонажа в свое произведение Le Brave ou Taillebras (1567), а "Испанские родомонтады" делают популярным капитана Бомбардона в первой половине XVII века. К 1635 году испанскому хвастуну живучести придают два фактора: с одной стороны, Тридцатилетняя война (1618-1648), залившая кровью Германию и вовлекшая большинство европейских стран (среди который и Испанию, над чьими солдатами любили смеяться еще со времен Карла Пятого); с другой стороны, неизменная любовь к итальянской коммедиа дель арте при французском дворе.





Матамор

     В самом деле, все итальянские труппы, игравшие для Генриха IV, Марии Медичи и Людовика XIII имели в своем репертуаре нескольких постоянных персонажей, среди которых был и Матамор (имя происходит от прозвища "Матаморос" - "убийца мавров", которое дали святому Иакову из Компостеллы, покровителю и спасителю Испании, прославившемуся тем, что убил многих мавров).
     Мода на Матамора достигает своего апогея в 1630-1640е годы, когда все фарсовые актеры играют испанских капитанов, таких, как Бротоморофозо, дон Кихота, Розарана. Таким образом, чтобы создать собственного Матамора, Корнель вдохновлялся и традицией и современностью. И если Корнель претендует (в предисловии к пьесе) на новшество, в случае с Матамором, это касается изобретения не персонажа, а его языка, красноречия.