<< РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    Russian literature

<<< стр.3  ГЛАВНЫЕ БОГАТЫРИ   стр.5 >>>


Вольга


ПОХОД ВОЛЬГИ-ВОЛХА НА ИНДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО

     Второй эпизод - поход на Индейское царство - представляет, повидимому, поэтическое отражение похода Олега на Византию. В былине, изображающей поход на Индейское царство, - две части. Первая часть в гиперболических формах отражает основное занятие русских в эпоху Киевской Руси, т.е. охоту на зверей, птиц, рыболовство. При этом охота представлена не в позднейшем ее виде, когда она превратилась в забаву, а в ее древнем значении, когда она была главным источником существования: охотою Вольга-Волх кормил и одевал себя и дружину. Слабее исторические воспоминания во второй части былины, где изображено завоевание Индейского царства. Былини помнит, что Вольга-Волх для взятия Индейского царства прибег к особым "хитростям-мудростям", предания о которых сохранила и летопись (корабли на колесах под Царьградом), что завоевание Индейского царства дало Вольге-Волху и его дружине богатую добычу (по летописи - "злато и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье"). Но индивидуально-исторических черт в этом описании нет: они вытеснены из памяти позднейшими наслоениями из иностранных сказаний, напр., из сказания об Александре Македонском. Некоторые детали второй части имеют параллели в тюрко-монгольских сказаниях. Так, обращение Вольги-Волха в птицу, с целью подслушать разговор индейского царя с царицей, напоминает обращение в алтайской сказке девы-богатырши Оле-Олечкин в сороку с той же целью подслушать разговор враждебного царя с царицей; обращение Вольги-Волха в горностая, с целью испортить военные орудия, напоминает обращение в монгольской сказке богатыря Караты-хана в крысу, которая прибегает в страну неприятеля Джюсун-хана и перегрызает доспехи его воинов.

ВСТРЕЧА С ЧУДЕСНЫМ ПАХАРЕМ

      Основным занятием русских славян была охота, в широком смысле этого слова. Варяги, пришлый элемент, получая дань шкурами зверей, медом и т.д., занимались и сами охотой. Но не все русские славяне ограничивались одной охотой: часть их занималась издревле земледелием, трудом очень тяжелым сравнительно с охотой. Нашему древнему земледельцу приходилось отыскивать в лесу сухую площадку; эту площадку необходимо было очистить от деревьев, коренья выкорчевывать из земли: только тогда можно было приступить собственно к земледельческому труду. На такой труд могли отважиться только люди очень сильные, предки которых уже приспособились к нему и которые получили от последних по наследству большую сумму энергии.
      С таким именно русским славянином-земледельцем сталкивается во время одной из своих поездок за получкой варяг князь-дружинник Вольга-Волх, факт вполне возможный в эпоху Киевской Руси. Былина, повествующая об этой встрече, чрезвычайно любопытна своими историческими намеками на былое. Между варягами-дружинниками и туземцами-славянами должен был существовать, со времени возникновения варяжско-русских княжеств, некоторый антагонизм. Сохранились в летописях смутные предания о мятеже, поднятом новгородскими жителями против Рюрика и его дружины и подавленном последними. Дружина Олега, с которой последний предпринимал поход на Константинополь, состояла из варянов и русских славян. Летопись рассказывает, что Олег велел сделать для варягов паруса из шелковых тканей, полученных от греков, а славянм из полотна. Когда дружина, подняв паруса, отплыла на родину, полотняные паруса славянской части дружины разодрались, и славяне вернулись к испытанным уже холстинным парусам. Между туземным славянством и властителями-варягами должен был существовать социальный антагонизм, и этот антагонизм ясно проявляется в былине о встрече князя-дружинника с чудесным пахарем. Вольга-Волх, знаменитый своими "хитростями-мудростями", оказывается, сравнительно с Микулой, глупым; его конь уступает в быстроте соловой кобыле Микулы, сила всей дружины Вольги-Волха ничтожна сравнительно с силой Микулы. Былина заставляет Вольгу-Волха признать свое ничтожество перед Микулой, и Вольга-Волх приглашает Микулу соединиться с ним и быть ему в товарищах.
     Встреча Вольги-Волха с Микулой произошла, по всей вероятности, в Новгородской области. По крайней мере, описание пахоты Микулы дает черты природы именно в северной части Киевской Руси, т.е. в Новгородской области: северные пашни часто сплошь усеяны крупными и мелкими каменьями, о которые сохи "почеркивают". Их городов, полученных Вольгой-Волхом в управление, название одного из них - Ореховец - напоминает исторических новгородский город Орешек, находящийся под именем Шлиссельбурга и до сих пор при истоке Невы из Ладожского озера. Наконец, и эпизод о соли и грошах подорожных можно объяснить тем, что Новгордская область, не имея достаточно своей соли, покупала ее у немецких купцов, облагавших ее большой пошлиной. Эти соображения показывают, что былина о встрече Вольги-Волха с чудесным пахарем могла возникнуть в новгородской части Киевской Руси. Между прочим, это подтверждается еще и тем, что былины о Вольге-Волхе в устах современнх сказателей уже спутываются с чисто местными былинами о Василии Буслаевиче.
     Возникши на почве чисто русских отношений, былина о встрече Вольги-Волха в Микулой Селяниновичем могла подвергнуться влиянию соответсвующих сказаний, возникших среди других народов. Одно из таких сказаний приведено выше. В нем изображается встреча с могучим богатырем-пахарем, у которого на спине был громандный сундук. Подобно тому, как дружина Вольги-Волха не в силах выдернуть из земли соху Микулы, которую последний выдергивает одной рукой, так и кавказский князь с узденем успевают распрячь одну только пару быков в то время, как пахарь успевает распрячь шесть пар. Другое сказание, параллельное былине о встрече Вольги-Волха с Микулой, встречается в поэме персидского поэма Низами (конец XII-го в.) об Искандере (Александре Македонском). Для составления этой поэмы Низами воспользовался современными ему устными и письменными сказаниями евреев, христиан и персов. Низами изображает Искандера окруженным семью греческими мудрецами. Искандер в сопровождении философов предпринимает поход, имеющий не военные, а научно-философские цели. Однажды во время этого похода-путешествия Александр с войском в течение целого месяца блуждал по пустынной стране и наконец выбрался в плодородную местность. Здесь он встретил прекрасного земледельца с босыми ногами и непокрытой головой, который пахал землю. Искандеру понравился этот молодец, и он приглашает его стать его спутником. Молодой пахарь отказывается: его тело закалилось в суровом труде; если он бросит свой труд, его тело изменится и станет сгорбленным. Искандер заинтересовался страной молодого пахаря. Узнав, что жители страдают от деспотического правления и несправедливости, Искандер устраняет злоупотребления правителя и строит город Искандер - Абад. При всем различии между этим сказанием и нашей былиной есть межд ними и черты сходства: Микула поражает Вольгу-Волха своей силою, молодечеством; пахарь персидского поэта поражает красотой и закаленностью в труде; из беседы с Микулой Вольга узнает о несправедливостьях мужиков-разбойников (ореховцев, гурчевцев и крестьяновцев); Искандер также узнает о несправедливостях администрации родины прекрасного земледельца.