<< РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА   Russian literature

ПРИЕМЫ УСТНОГО ЛИРИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

     Основной прием устного лирического творчества сводится к параллелизму, т.е. к сопоставлению явлений душевного мира с явлениями внешней природы. Этот прием возник из анимистического мировоззрения, согласно которому природа представляется обществом живых существ, подобным патриархально-родовой общине людей. Явления душевного мира напоминали древнему человеку ряд явлений в природе, органической и неорганической, и, наоборот, явления во внешней природе напоминали ему явления его собственного душевного мира.


Так как древний человек еще не отделял себя от природы и не представлял себя ей, то он, изображая свои внутренние переживания, невольно сплетал с ними явления природы и наоборот.
     Параллелизм, как прием устного лирического творчества, распадается на следующие виды:

  1. положительный параллелизм
  2. отрицательный параллелизм
  3. символический параллелизм
  4. сравнительный параллелизм

  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ. Параллелизм положительный состоит в том, что явление или событие из человеческой жизни сопровождается положительной параллелью из жизни природы. Напр.,: "Цвели цветики, да поблекли, любил меня милый друг, да покинул", "Благословлялось солнышко у светлого месяца, благословлялся князь молодой у рожного бвтюшки", "Зеленый лесочек к земле приклонился, а что же ты, парнишка, холост, не женился", "Хилилася вишня вид (от) верху до корени, наклонилася Маруся через стил (стол) до батенька", "Стелется и вьется по лугам трава шелковая, целует, милует Михайло свою женушку", "Отломилась веточка от садовой от яблоньки, откатилось яблочко; отъезжает сын от матери на чужу дальню сторону", "Тонкое деревцо свирельчатое, нет его тончее изо всей рощи; умная девушка Еленушка, нет ее умнее изо всей родни", "Гуси, лебеди видели в море утушку, не поймали, только подметили, крылышки подрезали; князи-бояре-сватьи видели Катичку, не взяли, подметили, косу пожрезали".

  • ПАРАЛЛЕЛИЗМ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. Отрицательный пареллелизм состоит в том, что событие из человеческой жизни сопровождается отрицательной параллелью из жизни природы. Примеры: "Не белая береза нагибается, не шатучая осина расшумелая, - добрый молодец кручиной убивается", "Не орел под сени подлетел, Ванька по сеням походил", "Не ручей да бежит, быстра эта реченька, - это я, бедная, слезами обливаюся; и не горькая осина расстонулася, - это зла моя кручина расходилася."

  • ПАРАЛЛЕЛИЗМ СИМВОЛИСТИЧЕСКИЙ. Символистический параллелизм состоит в том, что событие из человеческой жизни сопровождается прочной, получившей определенный устойчивый смысл параллелью из внешнего мира. Общенародная устная лирика почерпает свои символы из трех источников: а) из неорганической природы, б) из мира животных, в) из растительного мира.

    • СИМВОЛЫ ИЗ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ. Солнце, закрытое тучами, падение звезд, туман, мутная вода, падение листьев, наклонение деревьев или вообще растительности к земле, разлив воды, сыпанье жемчуга, - все эти образы суть символы печали, грусти. Примеры: "Уж как пал туман на сине море, а злодей-тоска в ретиво сердце - не сходит туман с синя моря, уже не выйти кручине из сердца вон", "Ты рассыпься, крупен жемчуг, что по атласу, да по бархату; ты расплачься, невестушка", "Ой, разлийся, водзица, а по лугу, по долине, ой расплачься, Ганулька, на роду, на племени".
           Особую роль играет в устной лирике вода: вода, питье воды - символы любви, а переход через реку - символ брака. Примеры: "Тече речка невеличка, схочу-перескочу, отдай мене, моя мати, за кого я хочу", "Ой, не ходи коло воды, жовтоногий копче: е у мене кращий тебе, дороженьку топче; ой не ходи коло воды билыми ногами, е у мене кращий тебе, с чорными бровями", "Через реченьку через быструю, подай рученьку, подай другую" - предлагает девице молодец.

    • СИМВОЛЫ ИЗ МИРА ЖИВОТНЫХ. Образы сокола и орла применяются к доброму молодцу, образ белой лебеди означает молодую женщину, чаще девушку, голубь и голубка - символ супружеской любви, кукушка - символ тоскующей женщины, чайка - символ тоскующей женщины в малорусской поэзии. Примеры: "Любилися, кохалися, як голубив пара", "Не кукушка во сыром лесу куковала, а жена горевала", "Вскинусь я, взброшусь я кукушкчкой, получу на свою сторону, на батюшкину", "Ой, бида чайци небози, щи вывела дитки при битий дорози".

    • СИМВОЛЫ ИЗ МИРА РАСТЕНИЙ. Калина - символ молодости, по преимуществу, девичьей, веселья, разгула; калина в своих различных видах и состояниях дает образы для символизирования всевозможных явлений из жизни девушки или молодой женщины: калина вообще означает женщину; калина с опустившимися ветвями - символизирует печаль девушки; ломать ветки калины значит брать девушку замуж; собирать калину, ходить по калину значиит искать любви, любить; гулять по калиновому мосту значит предаваться беззаветному веселью, разгулу. В одной песне тоскующая девушка приглашает молодцев построить ей "калиновый мосток", т.е. развеселить ее. В другой - состарившаяся девушка хочет вернуть свои молодые года; она догоняет их на калиновом мосту и, обращаясь к ним со словами, говорит: "ой, нагнала лета мои на калиновом мосту; ой, вернитеся, вернитеся хоть на часок в гости!"
     Калине противополагается явор - символ грусти, печали. В одной песне девушка говорит, что ей хочется пить, да в кринице вода не чиста, потому что в нее попали листья явора; она просит молодцев очистить кринице от листьев: "Напилась бы я водицы, криница не чиста: ой, нападало в криницу яворового листу. Ой, збудуйте мени, хлопци, мосточек калиновый! Ой, вычистит из криницы той лист яворовый".

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

     Сранительный параллелизм состоит в том, что параллель, которой сопровождается какой-нибудь событие из человеческой жизни, основывается на сходстве, вызывающем сравнением. Это сравнение выражается двояко: при помощи союзов (как, будто, словно, ровно, точно, что), или в форме творительного падежа. Примеры: "Уж как матушка плачет, как река течет; сестра то ли плачет, как ручьи кипят", "Красна девица идет, словно павушка плывет", "Покажись, приди, надежная головушка, хоть из-под кустышка приди, да серым заюшком из-под камышка явись да горностающком", "Конь мой лошадь, аки лютый зверь".
     На ряду с параллелизмом, устная лирика прибегает к таким общеизветсным приемам творчества, как употребление

  1. эпитетов,
  2. тавтологии
  3. повторений.
  • Эпитеты. Из видов эпитета устное творчество предпочитает так называемые постоянные эпитеты, т.е. такие, которыми один и тот же предмет сопровождается постоянно. Так, в великорусской устной лирике употребительны следующие постоянные эпитеты: "черный" ворон, девиц "красная", земля "сырая", поле "чистое", тело "белое", кудри "русые", коса "русая", ноги "резвые", батюшка "родимый", трава "зеленая", "синее" море, "серый" волк, "борзый" конь; иногда к эпитету прилагательному присоединяется еще существительное: "матушка сыра" земля, подворотня дорог "рыбий зуб"(моржовая кость). В малорусской устной поэзии употребительны следующие эпитеты: "чорный" ворон, волк "серый", "зелена"трава, "синее" море , "чистое" поле, степи "широки", "чорная" хмара.

  • Тавтология. Тавтология состоит в том, что рядом соединяются два слова, однородных по корню или по значению. Таковы, напр., выражения: "шутки шутить", "думу думать", "суд судить", "ряды рядить", "мосты мостить", "дзвоны дзвонили", "на помочь помогае", "думать-гадать", "род-племя", "конь-лошадь добрая", "путь-дорога", "океан-море". К подобным тавтологическим выражениям приближается соединение двух слов, из которых одно обозначает род, к которому принадлежит предмет, а другое - его вид: "прилетела птичка-синичка", "рыба-щука", "ковыль-трава".

  • Повторение. Повторение состоит в том, что одно слово в предложении или несколько слов повторяются: "А нашего полку убыло, убыло", "И я золото хороню, хороню, чисто серебро хороню, хороню", "По широкой по реке, по раздольной по Оке". Повторение в устном творчестве может достигаться и при употреблении особых способов, а именно путем отрицания противоположного понятия или при помощи соединения родственных по смыслу и этимологических слов: "А и холост я хожу, не женат гуляю", "Свети,светел месяц, не низко, высоко, не близко, далеко", "Мурава трава зеленая".