Глава 4

СИМВОЛИКА ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ.
НОВАЯ, БОЛЕЕ ПОЛНАЯ РАСШИФРОВКА

4.1. СИМВОЛЫ СОЗВЕЗДИЙ

     В целом фигуры созвездий на египетских зодиаках очень похожи на рисунки тех же созвездий в старинных европейских сочинениях по астрономии. Все двенадцать зодиакальных созвездий в "древнеегипетском" исполнении обычно распознаются без особого труда - и расшифровывать их, к счастью, не требуется. Тем не менее, как мы обнаружили, на египетских зодиаках есть некоторые важные особенности фигур созвездий, не встречающиеся на европейских рисунках. Эти особенности, по-видимому, не были замечены ранее. Между тем они важны для расшифровки зодиаков в целом. Речь идет о том, что фигуры созвездий на египетских зодиаках иногда объединялись с символами планет, образуя тем самым более сложный символ - так сказать, "астрономический иероглиф". Подробнее о таких "астрономических иероглифах" на египетских зодиаках пойдет речь ниже, в разделе о символике частных гороскопов. В этом разделе мы остановимся пока лишь на египетских символах созвездий как таковых.
     Итак, пройдемся по всем зодиакальным созвездиям и перечислим их изображения на египетских зодиаках.

4.1.1. СОЗВЕЗДИЕ ОВНА

     Начнем с созвездия Овна. На рис. 4.1 приведены рисунки этого созвездия на различных египетских зодиаках. Для сравнения показана также фигура Овна с европейской звездной карты А. Дюрера, рис. 4.2. Считается, что Дюрер нарисовал эту карту в 1515 году ([29], с. 8). Так это или нет, для нас сейчас не важно. Важно лишь, что это - позднесредневековый астрономический рисунок, выполненный в Западной Европе в эпоху XVI-XVIII веков.
     На рис. 4.1 очень хорошо видно, что все "древнеегипетские" изображения Овна выполнены совершенно в том же духе, что и рисунок А. Дюрера, хотя по скалигеровской хронологии их якобы разделяет огромный промежуток времени - полторы тысячи лет. Однако этот чудовищный временной разрыв почему-то нисколько не помешал "древним" египтянам рисовать созвездие Овна совершенно так же, как это делали и в средневековой Европе. Дело тут в неправильной хронологии Скалигера. Как только мы исправляем хронологию, все становится на свои места. Оказывается, египетские зодиаки создавались не в глубокой древности, как уверяет нас скалигеровская версия истории, а в Средние века.
     Напомним, что, согласно нашей реконструкции [РЕК], развитие астрономии в Египте и в Европе было одновременным и происходило в обстановке постоянного взаимодействия между различными частями Великой = Монгольской империи. В частности - между Европой и Египтом. И лишь после распада Великой империи связь Египта и Европы надолго прервалась. Изоляция Египта от Европы продолжалась около 200 лет и была нарушена лишь с приходом туда войск Наполеона на рубеже XVIII и XIX веков.
     Вернемся к рисункам созвездий. Выше мы убедились, что созвездие Овна на египетских зодиаках выглядит точно так же, как и на европейских средневековых рисунках. Оказывается, это верно и для большинства других зодиакальных созвездий.
     Продолжим наше движение по эклиптике, перебирая одно за другим все 12 созвездий Зодиака и сравнивая их "древнеегипетские" изображения с рисунками средневековых европейцев.

     Рис. 4.1. Изображения Овна на различных египетских зодиаках. На Фивском цветном зодиаке Овен не изображен, поэтому соответствующая клетка оставлена пустой. Для сравнения внизу справа приведен рисунок Овна со звездной карты А. Дюрера ([29], с. 8), то есть европейский рисунок эпохи XVI-XVIII веков. Видно, что все "древнеегипетские" изображения Овна выполнены совершенно в том же духе, что и европейский рисунок. Использованные здесь фрагменты взяты из [21; [5]; [10]; [29]; [4], т. 6.

4.1.2. СОЗВЕЗДИЕ ТЕЛЬЦА

     За Овном на эклиптике располагается созвездие Тельца. На рис. 4.3 приведены изображения Тельца на египетских зодиаках и на средневековой звездной карте А. Дюрера. Во всех случаях египетские рисунки не оставляют сомнения, что это - именно Телец, а не какое-нибудь другое животное, рис. 4.3.

     Рис. 4.2. Звездная карта северного неба. Старинная гравюра. Считается, что эта карта была создана А. Дюрером в 1515 году. Так это или нет, но в любом случае перед нами - западноевропейский астрономический рисунок XVI- XVIII веков. На нем хорошо отражена европейская астрономическая символика того времени. Видно, как в то время изображались фигуры зодиакальных созвездий (они расположены вдоль эклиптикального круга, выделенного на рисунке). Взято из [29], с. 8. См. также [4], т. 4, с. 204.

     Кстати, обратим внимание, что у всех египетских Тельцов совершенно одинаковые по форме рога, рис. 4.3. Все они имеют вид полумесяца. А вот рога Овна заметно отличаются от рогов Тельца. Форма у них совсем другая - волнистая, рис. 4.1. Надо сказать, что на египетских зодиаках рога у различных фигур изображались довольно часто. Скорее всего, форма рогов при этом выбиралась не случайно, а имела вполне определенный смысл. На египетских зодиаках изображались рога трех видов: 1) волнистые или витые, как у Овна, 2) в форме полумесяца, как у Тельца, 3) в форме ухвата, со слегка изогнутыми наружу кончиками.
     Если говорить о планетах, то обычно египетские художники рисовали рога у Сатурна и Юпитера. Причем, как правило, Сатурн изображался с рогами в виде полумесяца, как у Тельца. Юпитер же - с волнистыми рогами, как у Овна. См. ниже раздел о планетной символике на египетских зодиаках.

     Рис. 4.3. Изображения созвездия Тельца на различных египетских зодиаках. Для сравнения внизу справа приведен рисунок Тельца со звездной карты А. Дюрера ([29], с. 8). Видно, что все "древнеегипетские" изображения Тельца выполнены совершенно в том же духе, что и европейский рисунок А. Дюрера. Использованные здесь фрагменты взяты из [2]; [5]; [10]; [29]; [4], т. 6.

     Рис. 4.4. Изображения Близнецов на различных египетских зодиаках и на звездной карте А. Дюрера. На Фивском цветном зодиаке "OU" Близнецы не изображены, поэтому клетка "OU" оставлена пустой. Для сравнения внизу справа приведен рисунок Близнецов со звездной карты А. Дюрера ([29], с. 8). Использованные здесь фрагменты взяты из [2]; [5]; [10]; [29]; [4], т. 6.

4.1.3. СОЗВЕЗДИЕ БЛИЗНЕЦОВ

     Следующее созвездие - Близнецы. Изображения Близнецов на египетских зодиаках и на звездной карте А. Дюрера приведены на рис. 4.4. На рис. 4.5 мы приводим также фотографию фигуры Близнецов на Длинном дендерском зодиаке. Судя по этой фотографии, Близнецы в наполеоновском альбоме [2] нарисованы в зеркальном изображении. Впрочем, не исключено, что зеркально отображена сама фотография, заимствованная нами из современного издания [10].
     Дюрер изобразил Близнецов в виде двух обнаженных детских фигур, обнявших друг друга, рис. 4.4. Очень похоже они изображены и на зодиаках из гробницы Петосириса, рис. 4.4 (P1, P2). На них руки детских фигурок скрещены, то есть они как бы обнимают друг друга, как и на рисунке Дюрера. На всех остальных зодиаках, кроме зодиака Бругша, Близнецы изображены в виде мужской и женской пары. Они либо подают друг другу руки, либо держат их в одинаковом положении - скрещенными на груди.
     Сделаем полезное для дальнейшего замечание по поводу отличия мужских фигур от женских. На египетских зодиаках их легко отличить друг от друга по величине шага. У египетских изображений женских фигур шаг всегда намного меньше, чем у мужских. Это позволяет уверенно различать их даже в тех случаях, когда изображения слишком условны или плохо сохранились. Как нам придется не раз убедиться в дальнейшем, пол тех или иных фигур бывает очень важен при расшифровке их астрономического смысла.
     Вернемся к древнеегипетским изображениям Близнецов. Обратите внимание, что на обоих эснских зодиаках к паре, изображающей Близнецов, добавлена еще одна мужская фигура, держащая двумя руками длинную палку. Заметим, что эта палка, судя по всему, не является планетным посохом. У посохов планетных фигур на египетских зодиаках есть характерные навершия, а у этой палки - нет. Впереди этой фигуры с палкой бежит маленький ягненок, рис. 4.4. Мы условно присоединяем эту фигуру к знаку Близнецов, хотя не исключено, что это - еще один символ летнего солнцестояния, о которых уже шла речь выше. Эти символы всегда расположены около знака Близнецов, так как в Близнецах находится точка летнего солнцестояния. См. выше.
     Теперь объясним, почему на многих египетских зодиаках одна из фигур Близнецов мужская, а другая - женская. Обратим внимание на одну весьма существенную деталь. Довольно часто, - в трех из девяти случаев, представленных на рис. 4.4, - на голове женщины-близнеца находится круг (иногда со змеей), а на голове мужчины-близнеца мы видим перо. Забегая вперед, поясним смысл этой символики. Перед нами - частный гороскоп летнего солнцестояния, объединенный с рисунком созвездия Близнецов. Смысл его в следующем. В Близнецах изображено Солнце и две ближайшие к Солнцу планеты - Венера и Меркурий. При этом дополнительные символы Солнца, Венеры и Меркурия объединены со знаком созвездия Близнецов в единый "астрономический иероглиф". Сами Близнецы здесь - это просто пара взявшихся за руки фигур. Перо на голове одной из фигур, как будет показано ниже, обозначает Меркурия. Заметим, что фигура "Близнеца с пером" - всегда мужская. Это соответствует мужскому полу Меркурия. Женская фигура второго Близнеца означает Венеру. Пол Венеры - женский. На Длинном дендерском зодиаке символика Венеры в Близнецах еще более усилена: она изображена с головой львицы. Ниже будет показано, что голова львицы - один из признаков Венеры на египетских зодиаках. И, наконец. Солнце - это диск на голове Венеры (в Близнецах).

     Рис. 4.5.Близнецы на Длинном дендерском зодиаке "DL". Современная фотография. Взято из [10], фотография на передней обложке.

     Перед нами - частный гороскоп летнего солнцестояния в Близнецах. В данном случае он включает только Венеру и Меркурий, то есть планеты, всегда близкие к Солнцу. Остальные планеты, которые случайно оказались близки к Солнцу именно в день летнего солнцестояния данного года, могли изображаться особо, но в "астрономический иероглиф" Близнецов не включались.
     Подробнее о частных гороскопах точек равноденствий и солнцестояний мы будем говорить ниже. Пока лишь запомним, что пара мужчина-женщина, с пером на голове мужчины и с кругом на голове женщины, означает в египетской символике СОЗВЕЗДИЕ БЛИЗНЕЦОВ. Это нам очень поможет в дальнейшем, когда мы столкнемся с проблемой расшифровки зодиака малого храма Эсны (ЕМ) - одного из самых сложных по своей символике египетских зодиаков.
     Теперь о знаке Близнецов на зодиаке Бругша (BR). На нем Близнецы изображены в виде пары мужских фигур, подающих друг другу руки, рис. 4.4. Это в общем-то та же самая идея, что и на рисунке Дюрера. Разница лишь в том, что здесь обе фигуры в одеждах, а не обнаженные, как у Дюрера. Но на зодиаке Бругша вообще нет обнаженных фигур. Даже Нут, обычно обнаженная на египетских зодиаках, здесь одета в сарафан, рис. 1.17. В этом смысле зодиак Бругша стоит несколько особняком среди остальных древнеегипетских зодиаков, на которых обнаженные фигуры обычно присутствуют. Возможно, причина этого в том, что зодиак Бругша - намного более поздний, чем все остальные древнеегипетские зодиаки, о которых шла речь. Астрономическая датировка зодиака Бругша показывает, что он был нарисован лишь в XIX веке, см. ниже. Похоже, что в XIX веке на "древнеегипетских" погребальных зодиаках обнаженных фигур уже не изображали. Дюрер же рисовал своих Близнецов намного раньше, в XVI-XVII веках, - в соответствии с модой своего времени. Кстати, традиционная датировка времени жизни Дюрера, возможно, ошибочна и он жил на сто лет позднее, чем сегодня считается, - не в XVI, а в XVII веке. См. по этому поводу [РЕК]:1.

4.1.4. СОЗВЕЗДИЕ РАКА

     Перейдем к следующему созвездию. Это - созвездие Рака. Изображения Рака на различных зодиаках собраны на рис. 4.6. Там же приведен и рисунок Дюрера. Отметим, что Дюрер изобразил Рака гораздо более реалистично, чем египетские художники. На египетских рисунках Рак больше похож на жука или на краба. Вместо клешней ему пририсовывали пару человеческих рук или что-то вроде этого, рис. 4.6. Тем не менее на всех египетских зодиаках Рак изображен, в общем, единообразно и легко узнается.
     Кстати, на дендерских зодиаках знак Рака почему-то вынесен из ряда остальных созвездий. Например, на Круглом дендерском зодиаке все остальные зодиакальные созвездия расположены в ряд по кругу и только Рак находится сбоку, ближе к середине рисунка, рис. 4.7, рис. 4.8. На первый взгляд может показаться, что египетский художник просто немного не рассчитал и ему не хватило места для Рака в ряду зодиакальных созвездий. Однако это не так. Дело в том, что и на Длинном дендерском зодиаке знак Рака тоже вынесен из общего ряда. Причем здесь это сделано еще более откровенно, чем на Круглом дендерском. На Длинном зодиаке Рак помещен совершенно отдельно, у колен "богини Нут", рис. 4.9.
     Причина такого странного расположения Рака на дендерских зодиаках нам неизвестна. Очевидно, древнеегипетский художник что-то хотел этим сказать, но что именно - не очень понятно. Отметим, что подобное выделение Рака присутствует только на дендерских зодиаках. На других известных нам египетских зодиаках знак Рака ничем особенным не выделен.
     Однако в любом случае ясно, что вынесение Рака из эклиптикального ряда на Круглом зодиаке не является следствием какой-то ошибки или даже просто неаккуратности египетского художника, как это предполагал, например, Н.А. Морозов в [4]. Наоборот, складывается впечатление, что астрономические символы на египетские зодиаки вносились крайне аккуратно и тщательно. Просто сегодня мы уже не всегда в состоянии понять мелкие детали старинной египетской символики, что, впрочем, и не обязательно для астрономической датировки.

     Рис. 4.6. Изображения созвездия Рака на различных египетских зодиаках и на звездной карте А. Дюрера. На Финском цветном зодиаке "OU" Рак не изображен. На зодиаке "Р1" (внешняя комната гробницы Петосириса) созвездие Рака попало в утраченную часть изображения. Поэтому клетки "OU" и "Р1" оставлены пустыми. Для сравнения внизу справа приведен рисунок Рака со звездной карты А. Дюрера ([29], с 8). Использованные здесь фрагменты взяты из [2]; [5]; [10]; [29]; [4], т. 6.

     Рис. 4.7. Круглый дендерский зодиак “DR”. Выделены знаки всех двенадцати зодиакальных созвездий. Все они, за исключением Рака, расположены в ряд по кругу. Знак Рака почему-то сдвинут и помещен сбоку. Рисунок сделан на основе прорисовки из [10], с. 9, 71.

     Рис. 4.8. Расположение символов двенадцати зодиакальных созвездий на Круглом дендерском зодиаке "DR". В центральном круге оставлены только символы созвездий. Все остальные символы Круглого зодиака убраны. Видно, что все знаки созвездий, кроме Рака, расположены по кругу. Знак Рака помещен сбоку от ряда остальных созвездий. На рисунке он отмечен стрелкой.

     Рис. 4.9. Расположение символов двенадцати зодиакальных созвездий на Длинном дендерском зодиаке "DL". Все они, кроме Рака, расположены в основной полосе зодиака. Рак же помещен подчеркнуто отдельно. Рисунок на основе прорисовки из [2], A. Vol. IV, PI. 20.

     Отмеченное обстоятельство, а именно - что египетские зодиаки, по-видимому, не содержат ни промахов, ни случайных недочетов по части астрономии, отнюдь не маловажно для расшифровки и астрономического датирования египетских зодиаков. Имея его в виду, ниже мы будем стараться найти СОВЕРШЕННО ТОЧНЫЕ астрономические решения египетских зодиаков. И такая установка окажется оправданной. Точные решения действительно будут нами найдены.
     Кстати, раньше считалось, что это не так, что на египетских зодиаках время от времени встречаются промахи художников. Так думал, например, и Н.А. Морозов. Он вполне допускал возможность мелких несоответствий между египетским зодиаком и его астрономическим решением. Н.А. Морозов в своих работах неоднократно пользовался подобными допущениями, считая, что в некоторых астрономических деталях египетский художник мог и ошибиться ([4], т. 6) - то ли из-за неаккуратности, то ли из-за того, что он не был астрономом-профессионалом. Или в силу каких-то других причин. Такое представление о зодиаках задавало совсем другую установку при поиске их решений, ослабляло априорный уровень требований к окончательному астрономическому решению зодиака. В результате, не надеясь найти совершенно точные решения, Н.А. Морозов и другие авторы часто останавливались в своем исследовании египетских зодиаков на полпути. Например, находили "почти идеальное" решение и принимали его в качестве окончательного ответа, полагая, что лучшего решения просто не существует. При этом отдельные мелкие несоответствия найденного решения легко можно было объяснить ссылками на неаккуратность египетских художников, изобразивших тот или иной зодиак. Но, как уже было сказано, дело с египетскими зодиаками обстоит совсем по-другому. Обнаружилось, что они в общем-то не содержат астрономических промахов и допускают совершенно точные решения. Однако найти такие решения оказалось непросто. Объем необходимых для этого вычислений настолько велик, что их нельзя провести без современной вычислительной техники, которой у Н.А. Морозова не было.


4.1.5. СОЗВЕЗДИЕ ЛЬВА

     Продолжим перечисление египетских символов созвездий Зодиака. После Рака, который мы только что рассмотрели, идет созвездие Льва. Его изображения на египетских зодиаках и на звездном атласе А. Дюрера представлены на рис. 4.10. Как видно из этого рисунка, фигура Льва хорошо узнается на всех без исключения египетских зодиаках.
     В египетских изображениях Льва есть две особенности, которые надо иметь в виду при расшифровке.
     Во-первых, довольно часто египетские художники изображали женскую фигуру как часть созвездия Льва. Обычно женщина едет на хвосте у Льва или держится за его хвост, рис. 4.10. Эта женская фигура изображалась, как правило, со стороны соседнего со Львом созвездия Девы, и поэтому иногда ее на первый взгляд можно было бы принять за фигуру Девы. Однако на большинстве египетских зодиаков это - не Дева. Созвездие Девы изображено на них отдельно, в виде женщины с колосом в руках, см. ниже. Лишь на Верхнем атрибском зодиаке женщина, держащая Льва за хвост, является фигурой Девы. При этом хвост Льва изображает одновременно и колос в ее руке, рис. 4.10, рис. 4.11 (клетка AV). Тем не менее и на других зодиаках женская фигура на хвосте Льва, по-видимому, все же имеет прямое отношение к созвездию Девы.
     Дело в том, что на египетских рисунках фигура Льва, как и фигура Девы, расположены в своем естественном положении. Обе они стоят на линии эклиптики, как на земле. Поэтому Лев занимает по эклиптике гораздо больше места, чем Дева. Лев стоит на четырех ногах, его тело вытянуто горизонтально вдоль земли (линии эклиптики). Таким образом, он занимает собой большой отрезок эклиптики. Дева же стоит на двух ногах и на эклиптике занимает сравнительно мало места.
     Однако если мы обратимся к реальной картине звездного неба, то увидим, что здесь картина обратная. На небе Дева занимает по эклиптике гораздо больше места, чем Лев. Дева является даже самым длинным из всех 12-ти эклиптикальных созвездий. Это можно усмотреть, например, из рис. 3.14, согласно которому Солнце находится в Деве в течение целых 45 дней. Во Льве, например, Солнце находится 38 дней, рис. 3.14. Это - тоже больше, чем в среднем по созвездиям, но все же не так много, как в Деве. Иначе говоря, созвездие Девы реально занимает на эклиптике дугу длиной в 45 градусов, самую большую по сравнению со всеми остальными зодиакальными созвездиями.

     Рис. 4.10. Изображения созвездия Льва на различных египетских зодиаках и на звездной карте А. Дюрера. На зодиаке "Р1" (внешняя комната гробницы Петосириса) созвездие Льва попало в утраченную часть изображения, поэтому на рисунке клетка "Р1" оставлена пустой. Для сравнения внизу справа приведен рисунок Льва со звездной карты А. Дюрера ([29], с. 8). Использованные здесь фрагменты взяты из [2]; [5]; [10]; [29]; [4], т. 6.

     Рис. 4.11. Изображения созвездия Девы на различных египетских зодиаках и на звездной карте А. Дюрера. На зодиаках "ЕМ" (малый храм Эсны) и "Р1" (внешняя комната гробницы Петосириса) созвездие Девы попало в утраченную часть изображения, поэтому на рисунке соответствующие клетки оставлены пустыми. Для сравнения внизу справа приведен рисунок Девы со звездной карты А. Дюрера ([29], с. 8). В отличие от египетских зодиаков, на рисунке Дюрера фигура Девы изображена в лежачем положении по отношению к линии эклиптики. Использованные здесь фрагменты взяты из [2]; [5]; [10]; [29]; [4], т. 6.

     Поэтому, кстати, А. Дюрер и изобразил Деву ЛЕЖАЩЕЙ на эклиптике, а не стоящей на ней. Поскольку стоящая человеческая фигура не может занять по своей ширине то количество места, которое требуется для созвездия Девы. Египетские же художники, по-видимому, нашли другой выход из этого затруднительного положения. Фигуры Девы они рисовали не лежащей, а стоящей. То есть - в естественном положении. Таким образом, они мирились с тем, что на их рисунках фигура Девы занимает слишком мало места по эклиптике. Оставшуюся часть места Девы они занимали фигурой Льва, пользуясь тем, что фигурой четвероногого животного легко заполнить сразу много места по горизонтали. Но зато они помещали на хвост Льва дополнительную женскую фигуру, как бы подчеркивая, что часть фигуры Льва с этой стороны - это на самом деле уже не Лев, а Дева.
     Вторая особенность изображений Льва на египетских зодиаках сразу бросается в глаза при взгляде на рис. 4.10. А именно - почти на всех египетских рисунках Лев либо стоит лапами на изогнутой змее, либо под ним нарисовано что-то вроде крокодила или той же змеи. Как будет объяснено ниже, в египетской символике стояние фигуры на каком-нибудь предмете означало, что эта фигура в каком-то смысле "вынесена" со своего места. То есть с того места, на котором она должна была бы находиться, если бы под ее ногами ничего не было.
     Этот прием часто использовался в египетских зодиаках. Он позволял, например, египетским художникам изображать астрономические события, не относящиеся к основной дате зодиака, то есть - как бы "вынесенные по времени". С его помощью они могли также в случае необходимости смещать тот или иной символ на рисунке, если на его "родном" месте было слишком тесно. И тому подобное. Чаще всего в качестве таких "выносящих" подставок под ноги фигур на египетских зодиаках использовались ладьи или змеи.
     И здесь, по-видимому, использован тот же самый прием. Змея под ногами Льва, скорее всего, означает "вынесение" Льва со своего места. То есть занятие его фигурой пространства, принадлежащего не ему, а соседней Деве. Или же, наоборот, "вынесение" двойника Девы к фигуре Льва, чтобы показать, что эта часть Льва на самом деле залезает на место Девы, о чем уже шла речь выше.
     Кроме того, вспомним, что в Деве находится точка осеннего равноденствия. Следовательно, рядом с ней могут располагаться символы соответствующего этой точке частного гороскопа. О частных гороскопах мы уже говорили выше, см. рис. 3.20. На египетских зодиаках символы частных гороскопов часто сопровождались "выносящими" подставками. Поэтому змея под ногами Льва могла также означать и присутствие рядом точки осеннего равноденствия с символикой частного гороскопа.
     Кстати, сама точка осеннего равноденствия хотя и находится в Деве, но из-за "узости" фигуры Девы на египетских зодиаках могла считаться "накрытой" соседней фигурой Льва. Тем более что на хвосте у Льва, как мы видели, обычно пририсовывалась вторая Дева, и, таким образом, фигура Льва с Девой могла "обслуживать" одновременно и созвездие Льва, и часть созвездия Девы. И действительно, на рис. 4.11 (ЕМ) мы видим, что на зодиаке малого храма Эсны табличка осеннего равноденствия - перевитая в косичку змея в рамке - нарисована именно над символом созвездия Льва. Здесь Лев снабжен "дополнительной" Девой, держащей его за хвост, рис. 4.1 КЕМ).
     Отметим, что Н.А. Морозов ошибочно, - по нашему мнению, - пытался объяснить змею под ногами Льва на дендерских зодиаках как символ созвездия Гидры ([4], т. 6, с. 658). При этом он основывался на том, что созвездие Гидры расположено на небе под созвездием Льва. Но тогда змею на зодиаках рисовали бы и под ногами Девы, и под Раком. Ведь созвездие Гидры расположено также и под этими (соседними со Львом) созвездиями. Ничего такого на египетских зодиаках нет. Но главное, что змея рисовалась египетскими художниками и под ногами фигур, очень далеких от созвездия Гидры. Примеры будут приведены ниже. Поэтому мы считаем эту мысль Н.А. Морозова ошибочной. Скорее всего, на египетских зодиаках никакие другие созвездия, кроме зодиакальных, не изображались. По крайней мере, мы не обнаружили на них никаких намеков на подобные изображения.
     Приведем для полноты слова Н.А. Морозова по поводу Льва на Круглом дендерском зодиаке. Морозов писал: "Созвездие Льва поставлено на находящееся под ним и до сих пор созвездие Гидры, на хвосте которой вместо Ворона реставратор рисунка изобразил по неясности скульптуры Голубя" ([4], т. 6, с. 658). Как мы видим, Н.А. Морозову, чтобы поддержать свое объяснение змеи под ногами Льва, пришлось прибегнуть к ссылкам на "плохое качество" Круглого зодиака, на котором, дескать, не все детали изображены правильно и ясно. Однако по нашему мнению, Круглый зодиак не содержит астрономических огрехов. Как, впрочем, и все остальные египетские зодиаки, которые мы изучали.


4.1.6. СОЗВЕЗДИЕ ДЕВЫ

     Перейдем теперь к созвездию Девы. Изображения Девы на египетских зодиаках и на звездной карте А. Дюрера мы приводим на рис. 4.11. Все они без труда узнаются. Как правило, это - женская фигура с колосом в руках. Исключением является зодиак "Р1" с потолка внутренней комнаты гробницы Петосириса. На нем Дева изображена без колоса. Вместо колоса она держит в руке весы, которые являются здесь символом соседнего с Девой созвездия Весов.
     Как уже отмечалось выше, на верхнем атрибском зодиаке в качестве колоса служит хвост Льва, который Дева держит в руке вместо колоса, рис. 4.11(AV). Любопытно, что точно такая же идея воплощена и на рисунке А. Дюрера. На нем Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва, как бы слегка придерживая его, рис. 4.12. В этой кисточке изображена звезда, рис. 4.11. Эта звезда - Спика, или, как ее еще называли, - Колос Девы.
     Поясним, что колос в руке Девы является символом самой яркой звезды этого созвездия - Спики. Эта звезда первой величины - кстати, очень знаменитая в старинной астрономии - раньше так и называлась: Колос Девы. Под этим названием она упоминается, например, в средневековых европейских изданиях "Альмагеста" ([22], с. 244, 579). А также во многих других европейских астрономических сочинениях. Это название, очевидно, было хорошо известно не только европейским, но и "древнеегипетским" астрономам, раз они так откровенно изображали его на своих зодиаках, рис. 4.11.

     Рис. 4.12. Фрагмент звездной карты А. Дюрера. На рисунке Дюрера Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва, как бы слегка придерживая его, рис. 4.12. В кисточке нарисована большая звезда - Колос Девы (Спика). Это - легкое видоизменение египетских рисунков Девы, на которых она держит в руке колос, изображающий эту знаменитую звезду. Взято из [4], т. 6.

     Подчеркнем, что именем Колос Девы Спику называли именно европейские астрономы. А египетские астрономы изображали ее в полном соответствии с этим названием. Здесь мы снова сталкиваемся с очень тесным переплетением "древней" египетской и позднесредневековой европейской символики. По крайней мере, в той ее части, которая относится к астрономии. Совпадение между ними доходит до самых мелких деталей. Практически это - одна и та же символика.

4.1.7. СОЗВЕЗДИЕ ВЕСОВ

     Следующее зодиакальное созвездие - Весы. Его египетские изображения вместе с рисунком А. Дюрера представлены на рис. 4.13. Все они представляют собой легко узнаваемые двучашечные весы-коромысло.
     Отметим, что круг с человеком или птицей внутри не является частью рисунка Весов, как полагал Н.А. Морозов. Как мы обнаружили, он обозначает Луну в Весах. Об этом мы уже упоминали выше и подробнее будем говорить ниже.
     Итак, созвездие Весов на египетских зодиаках изображалось просто с помощью весов-коромысла с двумя чашками. Точно так же оно представлено и на рисунке А. Дюрера. Дополнительные символы, иногда присоединяемые к рисунку весов на египетских зодиаках, имели свое собственное астрономическое значение.

     Рис. 4.13. Изображения созвездия Весов на различных египетских зодиаках и на звездной карте А. Дюрера. На Фивском цветном зодиаке "OU" Весы не изображены. На зодиаках "ЕМ" малый храм Эсны) и "Р1" (внешняя комната гробницы Петосириса) созвездие Весов попало в утраченную часть изображения. Поэтому соответствующие клетки оставлены пустыми. Для сравнения внизу справа приведен рисунок Весов о звездной карты А. Дюрера ([29], с. 8). Использованные здесь фрагменты взяты из [2]; [5]; [10]; [9]; [4], т. 6.

     Посмотрим, например, на изображение весов в большом храме Эсны (зодиак "ЕВ"). Здесь Весы изображены не просто в виде весов, как на остальных зодиаках, а в виде женщины, держащей весы в руке, рис. 4.13(ЕВ). Эта женская фигура на зодиаке "ЕВ", как мы убедимся ниже, также не является частью Весов. Не относится она и к соседнему созвездию Девы, иначе бы ее изобразили со стороны Девы, а она изображена со стороны Скорпиона. Сама Дева на этом зодиаке нарисована в другом месте, рис. 4.11. Ниже мы покажем, что эта женская фигура, держащая весы, обозначает на зодиаке "ЕВ" планету Венеру в частном гороскопе зимнего солнцестояния.
     А вот на зодиаке "Р2" из внутренней комнаты гробницы Петосириса очень похожий рисунок - женщина с весами в руке - имеет уже другой смысл. Здесь эта женская фигура является знаком созвездия Девы. А весы в ее руке - это уже знак соседнего созвездия Весов, рис. 4.13(Р2), рис. 4.11(Р2).

4.1.8. СОЗВЕЗДИЕ СКОРПИОНА

     Перейдем теперь к созвездию Скорпиона. Его египетские изображения, а также европейский дюреровский рисунок представлены на рис. 4.14. Знак Скорпиона на всех зодиаках всегда легко узнается по удлиненному телу и загнутому заостренному хвосту.
     В некоторых клетках рис. 4.14 мы видим, что рядом со знаком Скорпиона изображены еще какие-то символы. Забегая вперед, скажем и о них несколько слов. Например, на зодиаке "OU" слева от Скорпиона нарисован полумесяц и два иероглифа между ними, рис. 4.14(01-1). Это - знак того, что Луна находилась в Скорпионе в тот день, дата которого зашифрована в этом зодиаке. Другими словами, в основном гороскопе зодиака "OU" Луна показана в Скорпионе. Еще пример. На зодиаке "ЕВ" рядом со Скорпионом нарисован крокодил над змеей, тело которой изогнуто в виде лодки, рис. 4.14(ЕВ). Знак лодки - то есть знак вынесения - говорит о том, что перед нами, скорее всего, находится какой-то символ частного гороскопа. Вероятно, имеется в виду какая-то планета, знак которой "вынесен", то есть относится не к дате основного гороскопа. Причем ясно, что если он относится к частному гороскопу, то это может быть лишь гороскоп зимнего солнцестояния, поскольку с этой стороны от Скорпиона как раз и находится точка зимнего солнцестояния, которая расположена в соседним со Скорпионом Стрельце. Как мы убедимся при датировке зодиака "ЕВ", здесь изображен Меркурий в Скорпионе в день зимнего солнцестояния 1394 года н. э. Подробности см. ниже, в главе 6.

     Рис. 4.14. Изображения созвездия Скорпиона на различных египетских зодиаках и на звездной карте А. Дюрера. На зодиаке "ЕМ" (малый храм Эсны) созвездие Скорпиона попало в утраченную часть изображения, поэтому соответствующая клетка оставлена пустой. Для сравнения внизу справа приведен рисунок Скорпиона со звездной карты А. Дюрера ([29], с. 8). Использованные здесь фрагменты взяты из [2]; [5]; [10]; [29]; [4], т. 6.


4.1.9. СОЗВЕЗДИЕ СТРЕЛЬЦА

     Перейдем к следующему созвездию - Стрельцу. Изображения Стрельца на египетских зодиаках собраны нами на рис. 4.15. Там же представлен и рисунок А. Дюрера. Во всех случаях Стрелец изображен в виде кентавра, стреляющего из лука в направлении Скорпиона. Отметим, что на египетских рисунках конь кентавра чаще всего снабжен крыльями, рис. 4.15. У Дюрера вместо крыльев нарисован развевающийся плащ, который, впрочем, довольно похож на крылья, рис. 4.15.

     Рис. 4.15. Изображения созвездия Стрельца на различных египетских зодиаках и на звездной карте А. Дюрера. На Фивском цветном зодиаке "OU" Стрелец не изображен. На зодиаке "Р1" (внешняя комната гробницы Петосириса) созвездие Стрельца попало в утраченную часть изображения. Поэтому соответствующие клетки оставлены пустыми. Для сравнения внизу справа приведен рисунок Стрельца со звездной карты А. Дюрера ([29], с. 8). Использованные здесь фрагменты взяты из [2]; [5]; [10]; [29]; [4], т. 6.

     В Стрельце последние две тысячи лет находится точка зимнего солнцестояния. Поэтому следует ожидать, что знак Стрельца на египетских зодиаках будет снабжен дополнительной символикой, связанной с частным гороскопом зимнего солнцестояния, подобно тому как это было в случае созвездия Близнецов, которое мы уже рассматривали выше. Напомним, что Близнецы на египетских зодиаках представляли собой как бы сложный "астрономический иероглиф", в котором собственно знак созвездия Близнецов сочетался со знаками Солнца, Венеры и Меркурия. То есть - со знаками минимального частного гороскопа. То же самое происходит и с египетскими рисунками Стрельца.
     В самом деле, присмотримся к ним внимательнее. Во-первых, заметим, что Стрелец на них почти всегда изображен двуликим. При этом одно из его лиц человеческое, другое - лицо львицы. Особенно хорошо это видно на рис. 4.15 в клетках DL, ЕВ и AV. То есть - на Длинном дендерском, Большом эснском и Верхнем атрибском зодиаках. По всей вероятности, это означает Меркурия (человеческое лицо) и Венеру (лицо львицы), находящихся в Стрельце (или рядом) в день зимнего солнцестояния. О том, что Венера на египетских рисунках довольно часто имеет лицо львицы, мы подробнее будем говорить позже, в разделе о символике планет. Кроме того, сама двуликость может дополнительно обозначать Меркурия, а возможно, также и Венеру. Напомним, что в старинной астрономии Венера и особенно Меркурий считались двуликими или двойными планетами. Такое представление о них было вызвано тем, что Венера и Меркурий - внутренние планеты, находящиеся к Солнцу ближе, чем Земля, поэтому с точки зрения земного наблюдателя Венера и Меркурий все время сопровождают Солнце в его видимом пути по небу. При этом они как бы "выглядывают" из-за Солнца попеременно то с той, то с другой стороны. А в промежутках между этими "выглядываниями" вообще пропадают, "прячась" за Солнцем. Таким образом, при взгляде с Земли каждая из них предстает попеременно в двух видах: как утренняя звезда на рассвете, когда она находится с одной стороны от Солнца, и как вечерняя звезда на закате, когда она с другой стороны от Солнца. Отсюда - старинное представление о Меркурии и Венере как о двуликих планетах. В наибольшей степени это относится к Меркурию, который ближе к Солнцу и поэтому в его случае описанное поведение выражается особенно ярко. На египетских зодиаках Меркурий чаще всего прямо изображался двуликим.
     В силу сказанного двуликость Стрельца, скорее всего, изображает именно Венеру и Меркурия в частном гороскопе зимнего солнцестояния. То есть опять, как и в случае Близнецов, мы имеем дело с "астрономическим иероглифом". В него, кстати, должен входить и символ Солнца, поскольку весь этот частный гороскоп связан именно с присутствием тут, в точке зимнего солнцестояния, Солнца. И действительно, на большинстве египетских зодиаков мы видим на голове Стрельца высокую шапку, увенчанную кружком наверху, рис. 4.15. А на Круглом дендерском зодиаке прямо в середину этой шапки вставлен даже еще один кружок, рис. 4.15(DR). Этот кружок и является, скорее всего, символом Солнца в точке зимнего солнцестояния в Стрельце. Вспомним, что в созвездии Близнецов, то есть в точке летнего солнцестояния, Солнце также изображалось в виде кружка на голове одной из фигур Близнецов, см. выше. На Длинном же дендерском зодиаке Солнце показано в Стрельце еще одним способом - в виде птицы, сидящей на крыле коня Стрельца, рис. 4.15(DL). Подробнее о птице как знаке Солнца на Длинном дендерском и на некоторых других египетских зодиаках пойдет речь в своем месте ниже.
     Во-вторых, в знаке Стрельца очень ярко присутствует уже знакомый нам символ вынесения - лодочка под ногами Стрельца. Эту лодочку мы видим почти на всех египетских зодиаках, рис. 4.15. Иногда она расположена под передними ногами коня Стрельца, иногда - под задними. А на зодиаке Бругша, например, весь Стрелец находится в лодке. Эта лодка подчеркивает, что здесь находятся символы частного гороскопа. То есть - символы планет, "вынесенные" со своего места в основном гороскопе. Имеются в виду знаки Венеры и Меркурия, объединенные с фигурой Стрельца. На атрибских зодиаках в лодочке дополнительно нарисована звезда. По-видимому, это - Венера, которая гораздо ярче Меркурия.

4.1.10. СОЗВЕЗДИЕ КОЗЕРОГА

     Обратимся теперь к изображениям созвездия Козерога. Рисунки этого созвездия с египетских зодиаков и со звездной карты А. Дюрера собраны на рис. 4.16. Это созвездие изображалось всегда в виде фантастического животного с туловищем рыбы, объединенным с передней частью туловища козла. На всех египетских зодиаках Козерог изображен практически одинаково. Так же он представлен и на рисунке Дюрера.

     Рис. 4.16. Изображения созвездия Козерога на различных египетских зодиаках и на звездной карте А. Дюрера. На Финском цветном зодиаке "OU" Козерог не изображен, поэтому соответствующая клетка оставлена пустой. Для сравнения внизу справа приведен рисунок Козерога со звездной карты А. Дюрера ([29], с. 8). Использованные здесь фрагменты взяты из [2]; [5]; [10]; [29]; [4], т. 6.

     Рис. 4.17. Зодиак "ЕВ" из большого храма в Эсне (фрагмент). В руках у мужчины, стоящего на знаке Козерога, находится маленький символ, очень напоминающий уже знакомый нам символ летнего солнцестояния "ШЕСТ" в его втором варианте - с двумя склоненными шестами по бокам, см. рис. 3.10. Увеличенное изображение рук мужчины с этим символом вынесено отдельно внизу рисунка. Рисунок сделан на основе прорисовки из [2], A. Vol. I, PI. 79.

     Обратим внимание, что на зодиаке "ЕВ" (большой храм Эсны) к обычному рисунку Козерога добавлена дополнительная фигура человека, рис. 4.16(ЕВ). Этот человек стоит на спине Козерога и держит в руках два предмета, рис. 4.17. Один них нам уже знаком. Только здесь он нарисован совсем маленьким. Выше мы уже обсуждали этот символ - прямой шест с двумя склоненными шестами по бокам. Это - символ точки летнего солнцестояния, которая находится в Близнецах. И действительно, он присутствует на том же зодиаке "ЕВ" в созвездии Близнецов, но уже не маленького, а большого размера, см. рис. 3.10 выше. Почему символ летнего солнцестояния появляется в созвездии Козерога, то есть - почти на противоположной стороне неба от Близнецов? По-видимому, египетский художник хотел выразить здесь мысль, что Солнце, пройдя точку зимнего солнцестояния в Стрельце и переходя в Козерог, начинает постепенно "готовиться" к летнему солнцестоянию в Близнецах. То есть знак летнего солнцестояния как бы "зарождается" в Козероге. Поэтому он изображен тут совсем крошечным. Потом, когда Солнце дойдет до созвездия Близнецов, этот "зародыш" символа летнего солнцестояния дорастет до своего настоящего размера. Как он и изображен на зодиаке "ЕВ" рядом со знаком Близнецов, см. выше. Скорее всего, автор зодиака "ЕВ" хотел выразить своим рисунком именно это.
     Может возникнуть вопрос - почему мы так подробно обсуждаем даже те символы египетских зодиаков, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к астрономическому датированию? Как, например, в описанном выше случае с дополнительной фигурой в Козероге на зодиаке "ЕВ"? Дело в том, что перед датировкой того или иного зодиака необходимо тщательно проанализировать по возможности всю его символику, в каждом случае убедившись - действительно ли относится тот или иной символ к "датирующей" астрономической информации или нет. Иначе мы повторим ошибку Н.А. Морозова и других наших предшественников, которые, выделив из египетского зодиака минимальный набор астрономических данных, достаточный для датировки, все остальные символы отбрасывали или же предлагали считать их не относящимися к астрономии. Это приводило к неполной расшифровке и к потере полезной информации, что, в конечном счете, влияло на окончательный результат астрономического датирования.


4.1.11. СОЗВЕЗДИЕ ВОДОЛЕЯ

     Перейдем к следующему зодиакальному созвездию - Водолею. Его египетские изображения, а также старинный европейский рисунок, сделанный А. Дюрером, собраны на рис. 4.18. На египетских рисунках Водолей представлен как мужчина, который в обеих руках держит по кувшину с водой. Он льет воду из этих кувшинов. На зодиаке "DR" (Круглом дендерском) даже нарисовано - кого именно поливает Водолей из своих кувшинов. Это- рыба, см. рис. 4.18(DR). Но рыба являлась одним из распространенных в Средние века символов Христа, см., например, [30]. Получается, что Водолей льет воду на Христа. Но тогда Водолей - знак Иоанна Крестителя?
     И в самом деле, эта догадка находит яркое подтверждение на египетских зодиаках. Обратим внимание, что на зодиаках "DR", "DL" и "ЕМ" знак Водолея сопровождается целым рядом символов, изображающих усекновение главы. Так, на Круглом дендерском зодиаке "DR" рядом с головой Водолея показано безголовое животное. На Длинном дендерском зодиаке "DL" перед фигурой Водолея идет безголовый мужчина. Там же изображен человек, который держит в одной руке нож, а другой схватил за уши какое-то животное, рис. 4.18(DL). Он явно собирается отрезать ему голову. Причем почти такая же сцена изображена и на зодиаке "DR" прямо над головой Водолея, рис. 4.18(DL). Отличие лишь в том, что здесь в руке мужчины нет ножа. Но, возможно, он был просто утрачен, так как в остальном обе сцены совпадают в точности и расположены в одном и том же месте Зодиака - в созвездии Водолея.

     Рис. 4.18. Изображения созвездия Водолея на различных египетских зодиаках и на звездной карте А. Дюрера. На Финском цветном зодиаке "OU" Водолей не изображен. Обратите внимание, что на зодиаках "DR", "DL" и "ЕМ" знак Водолея сопровождается символами усекновения главы. Вероятно, Водолей на старинных зодиаках означал Иоанна Крестителя, который лил воду на Христа при крещении ("Водолей"), а потом ему отсекли голову. Использованные здесь фрагменты взяты из [2]; [5]; [10]; [29]; [4], т. 6.

     Далее, на зодиаке "ЕМ" из малого храма Эсны рядом с Водолеем нарисовано сразу девять стоящих на коленях обезглавленных человеческих фигур. Причем эти обезглавленные фигуры подчеркнуто окружены каймой из ножей. Опять-таки мы видим тут явный намек на усекновение главы.
     Но ведь именно с Иоанном Крестителем связан известный евангельский рассказ о том, как Саломея плясала перед Иродом и в качестве награды попросила у него голову Иоанна Крестителя. Ирод послал воина в темницу, где был заключен Иоанн. Тот отсек Иоанну Крестителю голову и принес ее на блюде Саломее. Напомним, что этому событию посвящен известный христианский праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, который празднуется 29 августа ст. ст. В память о нем в этот день в Православной церкви установлен однодневный пост.
     На явное соответствие между изображениями Водолея на старинных египетских зодиаках и евангельским рассказом об Иоанне Крестителе обращал внимание еще Н.А. Морозов ([4], т. 6, с. 679). Скорее всего, это действительно так и знак Водолея обозначал когда-то именно Иоанна Крестителя. О христианском происхождении старой астрономической символики мы уже подробно писали в [РЕК]:2. С другой стороны, "очень древняя" египетская символика также при ближайшем рассмотрении оказывается насквозь проникнутой христианскими мотивами. По-видимому, это - просто уже забытая нами символика раннего христианства XI-XV веков. К этому вопросу мы еще вернемся, после того как закончим с датировкой египетских зодиаков.
     Посмотрим теперь, как изобразил Водолея А. Дюрер. На его рисунке Водолей в одной руке держит кувшин с водой, а в другой - свернутое вдвое полотенце, рис. 4.18. Возможно, что конец полотенца свисает с плеча Водолея и на некоторых египетских зодиаках, см. рис. 4.18(DR, AV), как и должно быть, если Водолей - это Иоанн Креститель. Ведь после крещения крещеного вытирают полотенцем. Кстати, и на других египетских рисунках можно увидеть мужчин, на плечах которых повязан кусок ткани, свисающий с плеча таким же образом, рис. 4.19.
     С другой стороны, в египетских храмах довольно часто встречаются фигуры, очень похожие на Водолея. Например, - с таким же характерным головным убором в виде трех стеблей или перьев, торчащих вверх, по бокам от которых расположены два сломленных стебелька, рис. 4.18(DL, ЕМ, AV, BR), в такой же, как у Водолея, набедренной повязке и т.п. Несколько примеров таких "древнеегипетских" изображений мы приводим на рис. 4.20, рис. 4.21 и рис. 4.22. Эти рисунки взяты нами из наполеоновского описания Египта [2], поэтому надо иметь в виду, что они могут быть довольно сильно стилизованы. Однако в случае рис. 4.21 мы имели возможность сравнить его с оригиналом - то есть с изображением на одном из колоссов Мемнона в Египте - и убедиться, что этот рисунок очень точен.
     На всех перечисленных рисунках отчетливо видно, что у Водолея что-то свисает под плечом. Иногда это очень напоминает женскую грудь, хотя сама фигура - мужская и в некоторых случаях даже имеет бороду. К тому же на египетских зодиаках у женских фигур грудь обычно изображается немного по-другому, что видно хотя бы из рисунков, приведенных выше в этой книге. Поэтому не исключено, что здесь имелась в виду не грудь, а какая-то деталь одежды. Однако не очень понятно - какая именно. Ясно лишь, что эта необычная складка тела (или одежды) на египетских рисунках определенно связывалась именно с Водолеем.
     Вспомним теперь, как одевался Иоанн Креститель, согласно евангелиям. Евангелисты сообщают, что он одевался в "одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный" (Мф. 3:4). Эти слова можно понимать по-разному, но вполне возможно, что речь здесь идет об одежде из звериных шкур, например, верблюжьих. По крайней мере, именно в одежде из шкур (мехом наружу) Иоанн Креститель изображен на многих иконах и на некоторых картинах художников. В этой связи приведем еще одно весьма любопытное "древнеегипетское" изображение, рис. 4.23. Это - цветная фреска из так называемой "гробницы Сеннедьена в долине ремесленников близ Луксора. Мы видим на ней человека, одетого в звериную шкуру мехом наружу. В его руке - сосуд, такой же, как и у Водолея на египетских зодиаках. Из этого сосуда он поливает водой некоего сановника, сидящего перед ним вместе с женой. Внизу, у ножек их стула, две детские фигурки - вероятно, дети сановника. Вся эта сцена очень напоминает крещение семьи: мужа, жены и детей. Если это так, то вполне возможно, что крестит их здесь именно Иоанн Креститель, одетый в шкуру. Напомним, что, согласно евангелиям, Иоанн Креститель крестил многих (Лк. 3:7-16), а не только Христа. Может быть, одно из таких крещений и изображено на этой старинной египетской фреске.

     Рис. 4.19. Слева направо: 1) Водолей на Круглом дендерском зодиаке "DR"; 2) Водолей на атрибском Верхнем зодиаке "AV"; 3) старинный египетский рисунок, на котором плечи мужчины повязаны куском полотна, свисающим с его плеча так же, как и у Водолея на зодиаках "DR" и "AV". Взято из [4], т. 6, с. 955.

     Рис. 4.20. Изображения на пилонах храма острова Филе (слева) и в Карнакском храме (справа). Фрагменты рисунков из наполеоновского описания Египта. Представленные здесь фигуры очень напоминают египетские изображения Водолея. Взято из [2], A. Vol. I, PI. 12 и [2], A. Vol. Ill, PI. 47.

     Рис. 4.21. Изображение на одном из колоссов Мемнона в Египте недалеко от Луксора, на пути в Долину царей. Изображены двое мужчин, очень похожих на Водолея. У них такой же головной убор и набедренная повязка. Обе фигуры - с бородами. На груди у них мы видим нечто свисающее подобно двум большим складкам на теле. Похожая складка тела (или одежды?) есть и у Водолея на некоторых зодиаках. Проведенное нами сравнение с современными фотографиями показало, что этот рисунок художников Наполеона очень точен. Взято из [2], A. Vol. II, PI. 22.

     Рис. 4.22. Изображение из эснского храма (слева) и фрагмент барельефа из Карнакского храма (справа). Рисунки из наполеоновского описания Египта [2], A. Vol. I, PI. 81; A. Vol. Ill, PI. 37.

     Рис. 4.23. Старинная египетская цветная фреска из так называемой "гробницы Сеннедьена в долине ремесленников" близ Луксора. Изображен человек, одетый в львиную шкуру. Он поливает из сосуда сановника, сидящего вместе с женой на стульях, и его детей. По-видимому, здесь изображено крещение семьи Иоанном Крестителем, одетым в звериную шкуру, как это написано в Евангелиях. Согласно Евангелиям, Иоанн Креститель крестил многих. По-видимому, одно из таких крещений и изображено на этой старинной египетской фреске. Взято из [28], с. 91.

     Обратим внимание, как свисает конец шкуры с плеча человека с кувшином (Иоанна Крестителя?), рис. 4.23. Очень похоже на предмет, свисающий с плеча Водолея на некоторых египетских зодиаках, особенно на Круглом дендерском, рис. 4.18(DR), рис 4 19. Итак, с плеча Водолея - Иоанна Крестителя мог свисать конец звериной шкуры, в которую он был одет. Возможно, именно это и изображалось на зодиаках "древнего" Египта.
     Как мы увидим ниже, отождествление Водолея с Иоанном Крестителем вполне соответствует астрономическим датировкам египетских зодиаков, согласно которым, все эти зодиаки были изготовлены гораздо позже, чем это принято считать, - уже в эпоху христианства. Скорее всего, "древний" Египет был христианской страной. К этому очень интересному вопросу мы еще вернемся в последующих главах книги.
     Отметим, что Водолей на египетских зодиаках почти всегда нарисован обнаженным или только лишь в набедренной повязке, рис 4.18. Хотя надо сказать, что на египетских зодиаках обнаженных фигур обычно не так уж и много. По крайней мере, гораздо меньше, чем одетых. В этой связи напомним, что, согласно евангелиям, Иоанн Креститель крестил Христа в водах Иордана. На некоторых иконах, изображающих Крещение, Иоанн Креститель, как и Христос, стоит в Иордане. При этом он, естественно, обнажен, как и Водолей на египетских зодиаках
     Итак, мы рассмотрели одиннадцать зодиакальных созвездий. Осталось последнее из них - Рыбы.


4.1.12. СОЗВЕЗДИЕ РЫБ

     Изображения Рыб на египетских зодиаках и их дюреровский рисунок приведены на рис. 4 24. Во всех случаях это созвездие изображается в виде пары рыб Часто они соединены между собой ниткой или лентой. Узнать символ созвездия Рыб на египетских зодиаках не представляет труда, что, впрочем, можно сказать и обо всех остальных созвездиях Зодиака, рассмотренных выше. Вообще, с распознаванием символов 12-ти созвездий на египетских зодиаках, как правило, трудностей не возникает. По крайней мере - в тех случаях, когда символы этих созвездий присутствуют на египетском зодиаке в виде картинок.
     Однако это не всегда так. На некоторых египетских зодиаках вообще нет фигур созвездий или же их очень мало. Обычно это зодиаки из Луксора, так называемые "фивские", поскольку считается, что летописный город Фивы в Египте - это современный Луксор ([28], с. 3).

     Рис. 4.24. Изооражения созвездия Рыб на "древнеегипетских" зодиаках и на звездной карте А. Дюрера. На Фивском цветном зодиаке "OU" Рыбы не изображены. Использованные здесь фрагменты взяты из [2]; [5]; [10]; [29]; [4]; т. 6.

     Рис. 4.25. Зодиак нарисованный красками на потолке египетской царской гробницы Рамзеса VI в Долине царей близ Луксора. Взято из [32] с. 128-129.

     Рис. 4.26. Фрагмент египетского зодиака с рис. 1.1. Здесь вместо фигур созвездий нанесен просто ряд вертикальных черточек, разбивающих зодиакапьный пояс на 36 частей. Поскольку символы зодиакальных созвездий не изображены, то какие именно участки рисунка относятся к тому или иному созвездию, можно лишь догадываться. См. [31].

     На зодиаках "фивского" типа зодиакальный пояс может быть просто разбит на отрезки, в которых расположены астрономические символы. Таков, например, зодиак из гробницы Рамзеса VI в Долине царей близ Луксора, рис. 4.25. При расшифровке такого зодиака приходится дополнительно исследовать вопрос о том - какие именно отрезки входят в то или иное созвездие. Обычно это сильно усложняет расшифровку.
     К зодиакам "фивского" типа относится, например, зодиак который мы уже приводили на рис. 1.1. Изображения этого зодиака сегодня можно встретить как на сувенирных египетских папирусах, так и на египетских открытках [31]. По всей видимости, он находится в одном из старинных храмов или возможно, гробниц в окрестностях Луксора. Точное его местоположение нам выяснить не удалось. На этом зодиаке вместо символов созвездий мы видим ряд вертикальных черточек, разбивающих зодиакальный пояс на 36 частей, рис. 4.26. Это означает, что здесь каждое созвездие Зодиака разбито на три части. При этом вся эклиптика разбивается на 3х12 = 36 частей. Символы зодиакальных созвездий тут вообще не изображены, поэтому о том, какие именно участки рисунка относятся к тому или иному зодиакальному созвездию, можно лишь догадываться. Или же перебирать все возможности. Нельзя исключать и того случая, что здесь эклиптика разбита не на созвездия, а просто на равные участки, по 10 градусов в каждом. Напомним, что полный круг эклиптики содержит в себе 360 градусов и поэтому может быть разделен на 36 равных дуг-десятиградий. При этом каждое из зодиакальных созвездий будет занимать в среднем 30 градусов на эклиптике, то есть три десятиградия. Но это будет верно лишь в среднем, поскольку размеры зодиакальных созвездий неодинаковы. Такая неоднозначность рисунка, конечно, сильно осложняет астрономическую датировку зодиаков подобного вида.
     Еще один пример. Обратимся к уже знакомому нам Фивскому цветному зодиаку, который мы выше обозначили условно буквами "OU", рис. 1.3. Напомним, что он был найден во время египетской экспедиции Наполеона в одной из гробниц луксорского ("фивского") некрополя в Долине царей. Это - тоже зодиак "фивского" типа. На нем изображены далеко не все созвездия, а лишь те из них, в которых оказались какие-либо планеты. Естественно, речь идет о положении планет в тот день, дата которого зашифрована в зодиаке.
     Фигуры всех таких созвездий собраны в средней части одной из половин зодиака "OU", рис. 4.27. Мы видим здесь изображения Льва, Скорпиона и Тельца. Привычных нам символов остальных зодиакальных созвездий здесь нет. Причина, по-видимому, в том, что те созвездия, в которых не оказалось ни одной планеты в тот день, который здесь зашифрован, на этом зодиаке не изображались. См. ниже наш анализ и датировку зодиака "OU".

     Рис. 4.27. Фрагмент Фивского цветного зодиака "OU" с фигурами созвездии. Обычным образом здесь изображено только три созвездия, которые присутствуют на этом фрагменте, - Лев, Скорпион и Телец. Привычных символов остальных зодиакальных созвездий на этом зодиаке нет. Причина, по-видимому, в том, что в них не было плане г в тот день, который зашифрован в данном зодиаке. Фрагмент взят из [2], Рl. 82.


 
 
Предыдущая Содержание Следующая